http://www.babyshop.com.ua/library/o_steinere.htm
Деструктивных дискуссий на тему того, что вся эта педагогика напоминает секту (деструктивный культ) никогда не поддерживала. Только тихонечко переживала, что в этой сфере роль каждой личности - и учителя, и директора и всех других определяет все происходящее еще больше, чем где-то. И все эти люди задачи вальдорфской педагогики могут понимать по-своему. Вдруг будут понимать агрессивно? Теперь не переживаю.
Во-первых, если будут, то перестанут быть вальдорфской педагогикой. во-вторых, я видела, какп терпеливы они к чужим глупостям. А закаченных глаз к небу, явно, многовато. Почему? По-житейски, я думаю, что спокойные и открытые учителя из таких школ должны чаще и честнее говорить о проблемах, что непривычно запуганному безответственному родителю, который привык, что его либо уговаривают, либо запугивают, но всегда подсказывают правильный ответ.
Итак, эскиз моих впечатлений о визите в школу на Серпуховской.
У меня есть мамско-психологический тест. Я очень радуюсь , когда вижу, что малыш спокойно обращается к незнакомому человеку за помощью: шарфик завязать, руку подать, прочитать незнакомое слово. Для меня это означает, чтов жизни этого ребенка окружает больше доброжелательных людей, чем неадекватных психопатов, что ему не говорили: "перестань топать, а то вон та тетя будет ругаться." или "сейчас придет милиционер" и пр. страшилки. Для меня такое доверие к незнакомым людям - признак психологического благополучия этой детки.
Так вот дети, которые мне встречались в корридорах вальдорфской школы не то, что способны были попросить любого незнакомого взрослого о помощи, а просто могли немедленно ему тут же дружелюбно эту помощь и оказать: и шарфик завязать, и спросить, не заблудились ли, не надо ли проводить куда-нибудь. Это раз.
На доске объявлений увидела объявление. "Группа родителей, обучающиеся игре на флейте первого года обучения занимаются с утра во вторник, второго - в среду, третьего - в четверг". Представляете? Привел с утра ребенка в школу - и на урок игры на флейте. А не как взмыленная совраска бегом -бегом прочь (я же мегазанятая!) . "Бежать как-будто за тобой гонятся - все же моветон, а не эффектная целеустремленная стремительность" - впервые подумала я.
В музыкальном классе стоял ряд африканских барабанов - штук 30, столько же скрипок, несколько альтов и виолончелей, два рояля. Блок-флейта - инструмент интимный, у каждого она своя. На первых уроках труда для нее крючком вяжут чехольчик.
На четвертом этаже в корридоре действующие экспонаты, иллюстрирующие физические опыты (как в музее "Зазеркалье"). 8-летняя девочка научила меня правильно закручивать водяную воронку.
Сама процедура собеседования была витиевата и продолжительна. Сначала забрали ребнка, потом в этот же класс, но к другим людям пригласили меня, потом ребенок в другом классе уединялся с психологом. потом мы также по очереди и вместе ходили в кабинет врача, где интервью было скорее также психологическим. кругом было много родителей и детей. Это продолжалось часа два. Через час я перестала соображать и ходила на автопилоте. А Васька моя с каждой минутой все больше осваивалась и веселела. Кажется, она чувствовала себя светской дамой на вечеринке, где вежливо всем уделить внимание. На выходе из школы объявила, что свой отказ категорический сдаваться в школу какую-либо вообще, она готова пересмотреть. "Здесь много интересненького!"
Пригласят ли нас учиться в эту школу, мы пока не знаем. Знаем, что класс будут набирать один - 30 человек. А заявлений на собеседование было 80. Когда узнаем результаты - напишу.
.
В школу нас не взяли. Есть два объяснения. Корректное и житейское. Профессионально-корректное звучит так: было мало мальчиков, и много девочек. Среди девочек была большая конкуренция. Класс старались сбалансировать по возрасту - больше детей было по возрасту ближе к 8 годам. Так что девочка 6,5 лет шансов не имела. Житейское объяснение было такое: претендентов много, класс один. И этот один класс автомагически заполнился сиблингами учащихся школ, родными и дружественными детьми педагогов. Другим мест не хватило. А мы и не расстроились. У нас в Переславле вроде бы стала оживать Почемучка
ОтветитьУдалитьhttp://why.botik.ru/why/welcome.ru.html
Почемучка сделала обнадеживающую попытку ожить, но не "шмогла". По политико-административным причинам. Я сначала разозлилась на "злых и жадных чиновников, которые не дают нормальным людям работать", а потом подумала, что "хороших людей все же больше, жаль лишь (цит. по М.Задорнову), что плохие лучше организованы". Что у нас есть? Заведующая-энтузиаст сада-школы, она же учитель начальной школы. Хорошая учительница с большим опытом, рекомендациями, и просто любимая мною, за то хорошее отношение к школе моей старшей дочери,выученной когда-то ею. Несколько продвинутых родителей, которые, вроде бы, не хотят ждать милости от природы, а уже посматривают на законодательные документы о домашнем образовании. Живописный экологическо-чистый контекст Переславля-Залесского. Мои дружественные отношения с вальдорфцами-энтузиастами с Монтессорцами-подвижниками и, как я надеюсь, с участниками этого интернет-сообщества. Готовность к новому опыту.
ОтветитьУдалитьПосмотрела ресурсы в сети по этому вопросу. Познавательными показались вот такие:
http://www.school4you.ru/
http://familyeducation.ru/
http://www.freeedu.ru/
http://domrebenok.ru/?page_id=407
http://shod.ru/letopis
http://sdelaishag.ru/first-step/shkola.html
http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=122&alt_menu=-1&page=1
От беглого просмотра складывается впечатление, что экстернат давно шагает по стране.
Дорогие школьные учителя и психологи, поделитесь профессиональным и житейским опытом о таком способе жить и учиться. Какие засады? Какие тонкости? Ну и традиционный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
С интересом прочитала вашу заметку. Мой сын 7 лет учится вот уже 5-й год в вальдорфской школе, правда, не в России, а в Голландии. Лично для меня никакой другой школы не надо, хотя в вальдорфскую приходится ехать очень далеко, в другой город.
ОтветитьУдалитьНа сегодняшний день я совершенно удовлетворена. Школа воспитывает самостоятельных личностей, независимых, способных к свободному мышлению. Их учат понимать природу (я не имею здесь в виду, что их учат названиям деревьев или чему-то в этом роде), но природу как основу бытия в этом мире.
Сейчас мой сын учится уже во 2 классе. Недавно я была на родительском собрании и после него написала заметку: http://tr.im/AV9S. Мне нравится их подход в воспитании, ну и, конечно, я сама большая поклонница Штайнера.