среда, 6 мая 2009 г.

Особо одаренные

Речь не об "альтернативно-одаренных", а именно о ТАЛАНТЛИВЫХ детях. Раньше, когда я слышала об особом подходе к обучению и развитию таких детей, то как-то внутренне морщилась. Думала, что делить на очень талантливых и не очень - вредная затея, что талантливые должны быть погибче и повосприимчивее к миру, и что если по отношению к ним откровенных глупостей и злобностей не совершать - им и хорошо уже будет. Ну, может, защитить слегка от агрессии завистливой,  которую нельзя исключать. 
Не так давно мнение свое я изменила. Не послденюю роль в этом сыграла многосерийная  сага о приключениях приятеля моей  18-летней дочери  в ее же исполнении. Приятель этот -  парень , несомненно, талантливый, (если сэкономить на слове ГЕНИАЛЬНЫЙ), но все с более проявляющимися социальными чертами неудачника.
"Он вообще как-то странно живет. Мы пошли с ним в тир пострелять. Нам дали по 10 пулек. Он семью пульками сбил 10 мишеней, и у него еще 3 лишних осталось.  А еще он рассказывал, что как-то в казино три раза подряд ставил на разные числа и три раза подряд выиграл". "Ну потом-то, - предвкушая  стандартно унылый исход, спрашиваю я - все проиграл?" "Нет, он школу опаздывал, так что вынужден был уйти с выигрышем". Так и стоит перед глазами пятиклассник с ранцем, который ранним утром по дороге в школу, заглянул в сверкающее круглосуточное  заведение типа злачный шик в провинциальном городке середины 90-х годов.
 Зачетную творческую работу в институте у парня признали немного "НЕТОГО". В то время, как все честно отрабатывали задание "навык показать искусственное освещение из заданного источника" и т.п.,  он "УЛИЗНУЛ", применив, какое-то нестандартное решение. В данном случае это выглядело мелким жульничеством для избежания  кропотливой работы.
Но я думаю,  это был привычный способ решать задачи,  а не прятание  от проблем.  И запросто может оказаться, что стандартная проблема гениальных детей ( в том числе пресловутых ИНДИГО), в том, что у них практически нет шансов получить опыт стандартного решения стандартных задач в стандартных житейских ситуациях. Им жизнь их просто мало предоставляет.  И рано или поздно они начинают проигрывать  в жизненных соревнованиях тем, кто "не хватая звезд  с неба", стандартными способами учился решать стандартные задачки.  И мы с вами читаем удручающие исследовательские жизнеописание скудных достижений выросших детей, раньше подававших  многообещающие надежды.  И что же делать, если не создавать для талантливых детей особые условия?  А создавать. Только не путать различия в социально-материальных условиях и различий в насыщении  образовательной среды. Если про это интересно, в следующем посте я про это расскажу поподробнее.

2 комментария:

  1. Тема действительно очень важная! И но недавнего времени мне тоже казалось что проблема больше надуманная. Недавно прошел мастер-класс по проблемам одаренных детей http://wiki.openclass.ru/index.php/Мастер-класс_"Одаренные_дети"

    Оказалось что действительно направлений, по которым необходимы решения несколько. А учителя, часто и психологи и социальные педагоги не знают что делать. Как диагностировать, как анализировать ситуацию, что делать, как помочь учителям, родителям, главное - самому ребенку!

    Если Вы затронете некоторые темы, наверняка многие будут благодарны за возможность прочитать, познакомиться, а возможно и возникнет желание прокомментировать и включиться в дискуссию, предложить варианты решения из своей практики.

    ОтветитьУдалить
  2. Я посмотрела на материалы мастер-класса по проблемам одаренных детей. Круг поднятых вопросов и искренние поиски ответов, обозначение возможных проблем очень вдохновляют. Моя позиция может быть описана следующими утверждениями.
    1. Я бы говорила об ОСОБЫХ детях, а не об одаренных. По этому профилю дети с задержкой развития (или с выраженными отклонениями) не отличаются от ОДАРЕННЫХ. Их объединяет то, что "усредненный подход" для них не работает. Обычных детей намного больше, чем необычных и как правило, они неплохо выживают в системе массового образования. Особого отношения требуют НЕОБЫЧНЫЕ дети, а также дети, чьим родители не хотят, чтобы их ребенок был обычным. И имеют право на этом основании также на ОСОБЫЙ подход.
    2. Гибкая открытая образовательная среда, позволяющая ребенку развиваться в комфортном темпе (чуть более быстром или медленном, по сравнению со средним), или даже в некоторых аспектах чуть быстрее, а в других чуть медленнее - на мой взгляд, наилучшее решение. И творческая задача на все времена для преподавателей, состоящая в том, как совместить эту развивающую среду с системным массовым образованием. Вот примеры таких экспериментов: http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=122&alt_menu=-1&page=1
    3. Очень важная вещь - качественное психологическое сопровождение раннего обучения. Кроме тех же вопросов, что и с одаренными детьми (как и чем измерять качество, где брать и что с этим делать) есть еще одна вещь, важная для понимание. Сопровождается в этом случае не РЕБЕНОК, а вся система: ребенок- родители-учитель- образовательная среда (образованная всеми социальными и культурными контактами ребенка).
    4. По всему вышесказанному следует, что чем индивидуальнее обучение, тем ближе к идеальному. Можно ли это обеспечить? Как? Не выплеснув вместе с водой из корыта профессиональный многолетний педагогический опыт школьных учителей (из обычных средних школ), не заперевшись со своим ребенком в своем отдельном замке из слоновой кости, усугубляя социальную депривацию, не пропустив, что-то важное, для каждого возраста, сохранив свои ценности не проморгать какой-то полезный социальный опыт. Как? Если кто знает, расскажите!

    ОтветитьУдалить